МБОУ  школа-интернат основного общего образования г.Татарска

 

Реализация проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области».

В  2011-2012 учебном году школа №1 г.Татарска начала реализацию регионального проекта по инклюзивному образованию. После реорганизации  работа в рамках проекта продолжена школой-интернатом. На 2012-2013  учебный год нами поставлена главная задача – создание условий для успешного обучения и социализации детей. В школе  создана творческая группа учителей по реализации данного проекта. Мы создали необходимые условия: материально-технические, нормативные, кадровые. Имеется мебель для детей с ДЦП, пандусы, лингводидактический комплекс; организовано питание на первом этаже для детей-инвалидов, оборудовали сенсорную комнату. На данный момент в школе обучается 160 учащихся, из них 50% - дети с ОВЗ, которые занимаются по программам специальных (коррекционных) школ 7 и 8 вида. Из  общего числа обучающихся  41 ребёнок обучается инклюзивно. Каждый ребёнок обучается по индивидуальному образовательному маршруту, так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют свою индивидуальную траекторию развития. Из 41 ребёнка, обучающегося инклюзивно, 4 уч. занимаются по общеобразовательной программе, 19 уч.- по специальной (коррекционной) программе  7 вида, для 18 уч. определён образовательный маршрут по специальной (коррекционной) программе 8 вида. Имеется документация на каждого ребёнка (заключение ПМПК, заявление от родителей, договор с родителями, индивидуальный план развития учащихся, материалы по диагностике и коррекции знаний с учётом индивидуальных особенностей детей). Узкими специалистами проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия с учениками данной категории. Вся работа с детьми идёт под контролем психолого-медико-педагогического консилиума. В  школе идёт психолого-педагогическая работа с семьёй, с самим ребёнком, со сверстниками, среди которых он учится. Специалисты узкого профиля проводят консультации для родителей, которые обращаются к ним. За две четверти было более 20 обращений родителей. В целом родители обращаются по вопросам межличностных отношений учащихся, воспитания своих детей, повышенной агрессии у ребёнка, рекомендаций по улучшению речи и мн.др. По данным вопросам проведены индивидуальные консультации с родителями. 

Для  успешной реализации проекта необходимо  повышение квалификации по данному направлению. Курсовую подготовку в ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» по вопросам инклюзивного образования прошли 4 педагога (8%).Повышение профессиональной компетентности педагогов проводилось и на методических семинарах, проводившихся в коллективе в первом полугодии 2012 г. по теме  «Современные возможности организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе». В то же время школа приняла участие в областном конкурсе «Организация ППМС-сопровождения в инклюзивной школе», 3 человека стали участниками Научной школы (с участием зарубежных специалистов) по теме «Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования».

Наши дети не только получают образование, адекватное их возможностям, но имеют широкие возможности для занятия творчеством, досуговой деятельности, общения со сверстниками, а значит – для социализации.  Дети с проблемами здоровья при соответствующей помощи и поддержке активно участвуют в играх и конкурсах, т.е. являются не зрителями, а именно участниками. Этому пример проведения Декады инвалидов в нашей школе в декабре 2012г.  Открытие которой состоялось в ДК Родина. На каждый день было запланировано мероприятие для детей: игровые программы, развлекательные, познавательные. Дети  с большим желанием и интересом принимали участие. Почепко Сергей, обучающийся инклюзивно в 7 классе, занял первое место в областном конкурсе  «Моя семья». Москвина Карина , ученица 5 класса, в районном конкурсе рисунков «Солнышко в ладошках» заняла второе место. Успехи детей говорят о том, что работа идёт в системе и дети с ограниченными возможностями здоровья могут многого достигнуть, добиться каких-то успехов.

Результатом обучения детей с ОВЗ стало то, что успешность за первое  полугодие составила 27%.Уровень усвоения учебного материала повысился у 6 учащихся, у 7 учащихся  сформирован навык саморегуляции и умение поддерживать общение. Из 9 учащихся,   имеющих расстройство речи произошли изменения в улучшении речевого развития.

Весь педагогический коллектив работает над созданием толерантной среды. В связи  с объединением двух школ, адаптационный период  учащихся проходит на среднем уровне. Дети быстро адаптировались, среди сверстников нашли друзей.

В то же время для успешной реализации проекта необходимо решить следующие проблемы:

1.Инклюзия детей с нарушениями физического здоровья  требует дополнительного  тьюторского  сопровождения  этих детей.

2.Внедрение инклюзивного образования сталкивается с трудностями организации «безбарьерной среды» (пандусов для лестничных  проёмов, переоборудование мест общего пользования ).

3.Для работы с детьми в инклюзивной школе  необходима курсовая переподготовка 20%  педагогических работников школы  в НИПкРО г.Новосибирска, в « Областном Центре диагностики и консультирования», в Центре дистанционного обучения.

Проанализировав  работу педагогического коллектива по инклюзивному образованию,  школой определены  следующие задачи на 2013 учебный год:

1.Продолжить изучение и обобщение опыта учителей по системе инклюзивного образования внутри школы, образовательных учреждений, реализующих данный проект.

2.Обеспечение профориентации выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе детей-инвалидов через центр занятости,  Татарский политехнический техникум №52.

3.На 2012-2013  учебный год  планируется  курсовая   переподготовка педагогических кадров по организации и обеспечении  инклюзивного образования.

4.Создание   безбарьерной  среды  для  детей-инвалидов. Планируется ремонт  мастерских на первом этаже.

Отчёты по реализация регионального проекта