Судьбы детей военных лет

МБОУ школа-интернат основного  общего образования г.Татарска

Судьбы детей военных лет

 

  Очерк

      

Что мы знаем о войне?!

 – Немного…
По рассказам бабушек и мам
Знаем, что надежда и тревога
Об руку ходили по домам.

                                                                                                                                                                    Михаил Галин

Любой человек ловит рассказывать  о собственном детстве. Может ли война, горе и все то, что принято называть вихрем истории, — вообще лишить человека детства? У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних  70 - 80 -летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

     

                                                                                                                                   

Из воспоминаний Людмилы Ивановны Сигуты: «В город Татарск меня привезли в 1938 году, в ту пору мне было 4 года. Детство всегда вспоминать радостно, пусть даже нелегкое, босоногое, но такое беззаботное и счастливое, потому что – детство.

Ярким пятном вспоминается год 1941, июнь месяц. Тихая, словно вымершая улица и громкий голос из репродуктора. Говорил  Молотов, страшные слова о том, что началась война с фашистской Германией. Почему – то на западе был ярко – красный закат, словно отражение начавшихся боев. В те годы в школу принимали с 8 лет,  и в 1942 году я пошла в первый класс. Это были самые трудные годы для всего народа. Мы чувствовали это во всем. В школе нам дали на первую четверть три тетради в клетку и две тетради в косую линейку, для письма  и чистописания. В классе был один или два букваря. Читали по очереди, но мне почти не приходилось его держать в руках, так как я очень хорошо читала уже в четыре года. У меня были старшие братья, они учились намного старше меня и их книги по литературе  были моими учебниками по чтению. Я очень любила Некрасова, Пушкина, Лермонтова. Многие произведения могла цитировать наизусть. В те годы в школе вообще было мало неуспевающих, учиться старались все, наверное общий патриотизм захватил и нас ребятишек. Да еще учебу стимулировали тем, что отличникам давали в неделю, или месяц, точно уже не помню, по 100 граммов сахара, а младшим классам в неделю по одной ржаной булочке. Это было великолепное лакомство. Каждый день начинался сводками Информбюро, передавали вести с фронта, а они все чаще нерадостные, все больше оставили, отошли, отступили. В эти черные годы мы узнали о Зое Космодемьянской, о подвиге Александра Матросова, мы плакали навзрыд, слушая о зверствах фашистов. А потом погнали врага и всё более радостные вести слушали по радио, появились передачи «Огонь по врагу», она была веселой, с юмором и огоньком. Нас уже не страшило то, что писали мы на печатных книгах между строк, что вместо чернил писали разведенной горячим молоком сажей. Мы твердо верили: «Враг будет разбит , победа будет за нами». Дома жилось очень трудно. Не хватало хлеба, да и других продуктов питания. В магазинах не было  никакой одежды. У меня форма была  сшита из белых мешков, а покрашена луковой шелухой. Фартук  из подклада маминого пальто. Жили трудно, но с уверенностью, что так будет не всегда. Где сейчас школа № 1 , был госпиталь и наша пионервожатая  водила нас туда. Там мы пели, рассказывали стихи и просто беседовали с солдатами. Я помню, читала своего любимого Некрасова «Арина, мать солдатская», и один раненый подарил мне карандаш химический.Если намочить грифель карандаша, он писал как чернила. Это был очень ценный подарок, я  дорожила им и долго берегла его. Так и проходили наши будни… Помню прием в пионеры, торжественное обещание – это первая клятва на верность Родине. Но ярче другого мне вспоминается День Победы. Рано утром мы все проснулись от торжественного голоса Левитана. Он говорил об окончании войны. На улице  еще был  ранний рассвет, а люди выбегали из домов. Все плакали  и поздравляли друг друга. Я почему – то оделась и побежала в школу, там уже были все учителя и много  ребятишек. Наша школа была одноэтажная. Деревянное здание, но такое родное и милое моему сердцу, наша начальная школа № 2. День Победы вылился в праздничную демонстрацию. Не было ни трибуны, ни речей, а люди просто шли потоками, смеясь, и поздравляя друг друга. А вечером был салют. Это был первый салют в моей жизни. Я не помню, сколько он длился, но небо расцвечивалось трассирующими пулями и залпами звезд.

Потом снова потекли будни, не военные, а  восстановление мирной жизни. Мой папа пришел с фронта только в 1947 году. Победа застала его в госпитале. После госпиталя отец был оставлен для восстановления разрушенных городов. Жизнь не сразу стала легче и лучше. Но уже хорошо было то, что народ стал жить мечтой, что не гибли люди в сражениях.

Отменили хлебные карточки, магазины стали наполняться продуктами питания и другими товарами. В городе стал работать театр, часто шли пьесы. Я очень хорошо помню пьесы «Сады цветут» и даже « Коварство и  любовь» Шиллера. В театре был полный аншлаг. Рядом с театром находился  знаменитый кинотеатр имени Горького. Почему знаменитый, да потому что он работал  и в войну, и после войны.

Училась я тогда в школе №1. Очень часто наши пионерские отряды ходили за город, жгли пионерские костры, читали стихи, пели песни, плясали, играли, мы много и обо всем мечтали. Мечтали, кем мы станем, как будем жить. У нас появились учебники, тетради, карандаши, краски и все самое необходимое для учебы. Я ходила в литературный  кружок, руководителем была Русина Анна Георгиевна. Замечательный учитель русского языка, строгая и справедливая, она много рассказывала о жизни писателей и поэтов, проводила с нами диспуты , учила добру, честности и справедливости. Она устраивала различные конкурсы: написать рассказ о войне, о дружбе, многие из нас пробовали писать стихи. Однажды мой рассказ о войне «Старушка - инвалид», занял первое место по области в конкурсе «Война глазами детей». Потом были еще рассказы: «Наш костер», «В тайге», «Какой гриб вкуснее», все они были отмечены как лучшие. Я мечтала стать журналистом, но учиться нужно было только в Москве. У меня были старшие братья, и они уже учились в институтах один в Омске, другой во Фрунзе. Кроме меня было еще три младших сестры, которые учились в школе, а  обучение в старших классах было платное. Работала одна мама, потому что отец часто болел. После войны у  папы  в легком остался осколок, который нельзя было прооперировать. Отец стал сдавать и вскоре умер.

Мне пришлось идти в педагогическое училище, но я никогда об этом не пожалела. Учиться было интересно, в жизни мне повезло на хороших учителей. Они научили меня преодолевать трудности, работать, понимать и любить детей.

Направили меня работать в Чистоозерный район деревня Ямшиха. Деревня оказалась маленькой, школа двухкомнатная. Не было света, только лампы, связь в конторе по рации. Но мы жили и не боялись трудностей, работали вне школы. Меня избрали секретарем комсомольской организации. Скучать времени не было. Сначала уборочная страда, политинформация, вести из газет, диспуты на семейные волнующие темы. И люди шли, собирались на точке, где сидели прямо на ворохах пшеницы. Зимой бригада комсомольцев давала концерты, а после просмотра фильма просто не готовясь, проходило обсуждение  увиденного. Было действительно интересно.  В этой деревне образовалась моя семья. Подстерегали трудности, но жизнь шла своим чередом. Подрастали дети, нужно было думать об их образовании,  и наша семья переехала в г. Татарск. Мне предложили работу в школе – интернате . Я согласилась не раздумывая, хотя меня многие пугали трудностями. Но я до сегодняшнего дня не жалею, что пошла работать именно туда. Для меня это был второй дом.

  

 Если в семье были какие – то проблемы , то подходя к школе ,я все оставляла за порогом. Мы проводили столько времени в школе, сколько того требовали учащиеся. Я старалась дать им не только знания, но научить их жить, познавая себя, ставить свою цель и добиваться её.

И сегодня, встречаясь с некоторыми из выпускников или перечитывая письма своих воспитанников, я думаю, что жизнь свою прожила  все - таки не зря.

 

                                                                       

                                                                                         Выполнила: Короткова Ангелина

                                                                                                         ученица 6 «а» класса

                                                                                          Руководитель объединения :

                                                                                          «Листая времени страницы»

                                                                                            Сагайдак Алла Анатольевна

Дата последнего обновления страницы 29.04.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения