МБОУ школа-интернат основного общего образования г.Татарска
Реализация проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области».
В 2011-2012 учебном году школа №1 г.Татарска начала реализацию регионального проекта по инклюзивному образованию. После реорганизации работа в рамках проекта продолжена школой-интернатом. На 2012-2013 учебный год нами поставлена главная задача – создание условий для успешного обучения и социализации детей. В школе создана творческая группа учителей по реализации данного проекта. Мы создали необходимые условия: материально-технические, нормативные, кадровые. Имеется мебель для детей с ДЦП, пандусы, лингводидактический комплекс; организовано питание на первом этаже для детей-инвалидов, оборудовали сенсорную комнату. На данный момент в школе обучается 160 учащихся, из них 50% - дети с ОВЗ, которые занимаются по программам специальных (коррекционных) школ 7 и 8 вида. Из общего числа обучающихся 41 ребёнок обучается инклюзивно. Каждый ребёнок обучается по индивидуальному образовательному маршруту, так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют свою индивидуальную траекторию развития. Из 41 ребёнка, обучающегося инклюзивно, 4 уч. занимаются по общеобразовательной программе, 19 уч.- по специальной (коррекционной) программе 7 вида, для 18 уч. определён образовательный маршрут по специальной (коррекционной) программе 8 вида. Имеется документация на каждого ребёнка (заключение ПМПК, заявление от родителей, договор с родителями, индивидуальный план развития учащихся, материалы по диагностике и коррекции знаний с учётом индивидуальных особенностей детей). Узкими специалистами проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия с учениками данной категории. Вся работа с детьми идёт под контролем психолого-медико-педагогического консилиума. В школе идёт психолого-педагогическая работа с семьёй, с самим ребёнком, со сверстниками, среди которых он учится. Специалисты узкого профиля проводят консультации для родителей, которые обращаются к ним. За две четверти было более 20 обращений родителей. В целом родители обращаются по вопросам межличностных отношений учащихся, воспитания своих детей, повышенной агрессии у ребёнка, рекомендаций по улучшению речи и мн.др. По данным вопросам проведены индивидуальные консультации с родителями.
Для успешной реализации проекта необходимо повышение квалификации по данному направлению. Курсовую подготовку в ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» по вопросам инклюзивного образования прошли 4 педагога (8%).Повышение профессиональной компетентности педагогов проводилось и на методических семинарах, проводившихся в коллективе в первом полугодии 2012 г. по теме «Современные возможности организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе». В то же время школа приняла участие в областном конкурсе «Организация ППМС-сопровождения в инклюзивной школе», 3 человека стали участниками Научной школы (с участием зарубежных специалистов) по теме «Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования».
Наши дети не только получают образование, адекватное их возможностям, но имеют широкие возможности для занятия творчеством, досуговой деятельности, общения со сверстниками, а значит – для социализации. Дети с проблемами здоровья при соответствующей помощи и поддержке активно участвуют в играх и конкурсах, т.е. являются не зрителями, а именно участниками. Этому пример проведения Декады инвалидов в нашей школе в декабре 2012г. Открытие которой состоялось в ДК Родина. На каждый день было запланировано мероприятие для детей: игровые программы, развлекательные, познавательные. Дети с большим желанием и интересом принимали участие. Почепко Сергей, обучающийся инклюзивно в 7 классе, занял первое место в областном конкурсе «Моя семья». Москвина Карина , ученица 5 класса, в районном конкурсе рисунков «Солнышко в ладошках» заняла второе место. Успехи детей говорят о том, что работа идёт в системе и дети с ограниченными возможностями здоровья могут многого достигнуть, добиться каких-то успехов.
Результатом обучения детей с ОВЗ стало то, что успешность за первое полугодие составила 27%.Уровень усвоения учебного материала повысился у 6 учащихся, у 7 учащихся сформирован навык саморегуляции и умение поддерживать общение. Из 9 учащихся, имеющих расстройство речи произошли изменения в улучшении речевого развития.
Весь педагогический коллектив работает над созданием толерантной среды. В связи с объединением двух школ, адаптационный период учащихся проходит на среднем уровне. Дети быстро адаптировались, среди сверстников нашли друзей.
В то же время для успешной реализации проекта необходимо решить следующие проблемы:
1.Инклюзия детей с нарушениями физического здоровья требует дополнительного тьюторского сопровождения этих детей.
2.Внедрение инклюзивного образования сталкивается с трудностями организации «безбарьерной среды» (пандусов для лестничных проёмов, переоборудование мест общего пользования ).
3.Для работы с детьми в инклюзивной школе необходима курсовая переподготовка 20% педагогических работников школы в НИПкРО г.Новосибирска, в « Областном Центре диагностики и консультирования», в Центре дистанционного обучения.
Проанализировав работу педагогического коллектива по инклюзивному образованию, школой определены следующие задачи на 2013 учебный год:
1.Продолжить изучение и обобщение опыта учителей по системе инклюзивного образования внутри школы, образовательных учреждений, реализующих данный проект.
2.Обеспечение профориентации выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе детей-инвалидов через центр занятости, Татарский политехнический техникум №52.
3.На 2012-2013 учебный год планируется курсовая переподготовка педагогических кадров по организации и обеспечении инклюзивного образования.
4.Создание безбарьерной среды для детей-инвалидов. Планируется ремонт мастерских на первом этаже.
Отчёты по реализация регионального проекта